На главнуюКарта сайтаE-mailEnglish version
Начало \ Пресс-центр \ Статьи

Статьи

Не «лоскутная» автоматизация, а повышение эффективности и стимулирование роста всей сети

Сегодня высокоэффективные комплексные решения для розничного бизнеса стали доступнее, — о перспективах развития ИТ-технологий в розничной торговле рассказывает Лосицкий  А.В., начальник отдела корпоративных информационных систем

ИТ-технологии с развитием возможностей приобретают все большее и большее значение в процессе формирования конкурентного преимущества сети. Для многих ритейлеров планирование развития IT-инфраструктуры предприятия носит стратегический характер. Александр Владимирович, как Вы считаете, на каких основных проблемах и задачах в сфере информационного обеспечения бизнеса сегодня стоит акцентировать внимание?

Не секрет, что розничная торговля — один из самых активно развивающихся секторов в отечественной экономике. Помимо территориального расширения сетей наблюдается тенденция открытия новых форматов с целью завоевания большей доли покупателей. В определенный момент перед руководством остро встает проблема отставания информационного обеспечения сети от общих темпов роста. Возникают вопросы целостности, непротиворечивости и своевременности информации. Таким образом, возникает не вполне нормальная ситуация, когда устаревшая IT-инфраструктура не способствует развитию бизнеса, а затормаживает его! Поэтому сегодня важным условием развития сети является соответствие функциональности и структуры информационных решений бизнесу, а также заранее заложенные возможности для дальнейшего развития.

Каким образом в данной ситуации розничные компании пытаются решить вопросы развития IT-инфраструктуры?

На данный момент существует несколько путей развития ИТ-инфраструктуры:

  • Расширение функциональности системы своими силами. Подход характерен для «самописных» систем, поддержка которых и так выполняется собственными силами ИТ-службы. Как правило, существенным недостатком является нехватка ресурсов и, как следствие, отставание от принятого плана сети.
  • Другим подходом может быть приобретение дополнительных узкоспециализированных систем. В этом случае остро стоит вопрос интеграции информационных систем в уже существующую ИT-инфраструктуру. При наличии «самописных» систем задачи интеграции по-прежнему ложатся преимущественно на собственную ИT-службу. Тем не менее, такой подход позволяет получить предприятию узкоспециализированные решения для выбранных направлений.
  • Также в последнее время наблюдается такой кардинальный подход, когда интенсивно развивающиеся сети полностью отказываются от собственных разработок и выбирают решения от независимых разработчиков. Как правило, к такому решению приходят быстро растущие средние и крупные розничные сети.

С чем, Вы предполагаете, связана тенденция использования систем внешних разработчиков?

Тенденция, конечно же, обуславливается объективными преимуществами такого подхода:

  • Помимо необходимой функциональности под конкретные, актуальные в данный момент задачи, вы приобретаете, в первую очередь, не столько информационные, сколько технологии ведения бизнеса. Тем не менее, умалять значение ИT в данном случае не стоит. Дополнительно хотелось бы отметить, что решения от поставщиков, присутствующих на рынке достаточно долго, содержат еще и богатый отраслевой опыт.
  • Снижение рисков за счет высокого уровня информационной безопасности и устойчивости корпоративных решений. Сюда же входят постоянная поддержка от поставщика, возможность быстрого расширения функциональных объемов и наличие для этого соответствующих ресурсов. У нас есть ряд случаев, когда потенциальные клиенты обращались к нам, столкнувшись с не решаемыми в рамках текущей информационной системы техническими ограничениями при росте числа магазинов или даже вводе новых форматов магазинов. То есть, вы должны иметь возможность планировать общее развитие системы и бизнеса, а не заниматься постоянным латанием внезапно возникающих дыр.
  • При правильном выборе решения, можно уже говорить не о затратах на развитие ИT-инфраструктуры, а об инвестициях в бизнес в целом. Помимо повышения эффективности это еще и инвестиционная привлекательность компании. Для ряда западных игроков, использование в инфраструктуре информационных систем определенных поставщиков (как правило, тоже западных) входит в число ключевых факторов при принятии решения о целесообразности инвестиций компании, поскольку являются гарантами ее прозрачности.

В случае инвестиционной привлекательности речь идет о ERP-решениях или специализированных торговых системах?

Для начала хотелось бы отметить, что речь идет все-таки о комплексных специализированных решениях для розничных предприятий, в том числе, а точнее в первую очередь, от поставщиков ERP-решений. Время от времени приходится сталкиваться с некомпетентными мнениями, как правило, со стороны разработчиков узкоспециализированных торговых систем, что «ERP-системы не предназначены для ритейла». При этом приводятся подобные беспочвенные «аргументы»:

  • Клиент приобретет систему-конструктор, которую придется еще долго и мучительно настраивать, чтобы она соответствовала ритейлу
  • ERP-система не может управлять дисконтной политикой, торговыми запасами, ценообразованием, категориями товаров и т. д.
  • Решению для розничной торговли совсем не нужно иметь функционал расчета заработной платы, бюджетирования, бухгалтерского учета, стратегического планирования и т. п.

В действительности же клиент приобретает не ERP-конструктор, а готовые, уже преднастроенные и доработанные с учетом отраслевой специфики комплексные решения для розничной торговли. В таких решениях обязательно присутствуют все процессы управления и дисконтной политикой, и торговыми запасами, и ценообразованием, и более того, они уже вписаны в общую бизнес-среду компании, поскольку очевидно, что их невозможно эффективно решать в отрыве от стратегического планирования и бюджетирования. Таким образом, вы получаете комплексное решение для всего предприятия, всей сети, а не отдельно взятых магазинов, и снимаете проблему дополнительной информатизации процессов, не имеющих прямой отраслевой специфики, но стратегически важных для бизнеса в целом. В данном случае, избегая затрат и рисков, связанных с необходимостью интеграции разнородных систем, организация получает полное информационное сопровождение всей своей деятельности: от вопросов стратегического характера до ведения карточки конкретного розничного покупателя. Подобная прозрачность, обеспечиваемая подобными решениями, и оказывает положительное влияние на инвестиционную привлекательность компании.

Тем не менее, несмотря на всю привлекательность подобных решений, их стоимость остается достаточно высокой… Поэтому возникает вопрос насколько они доступны для относительно некрупных сетей?

Понятно, что для розничного бизнеса, для которого в принципе характерны большие обороты, при относительно невысокой марже, в условиях необходимости постоянного роста, вопрос возможности финансирования ИТ-проектов стоит очень остро. Отчасти он решается возможностью кредитования — сегодня существуют специализированные банковские программы направленные именно на кредитование проектов по автоматизации. Однако, вопрос поиска оптимального отношения функциональность-затраты остается актуальным. Здесь существует несколько аспектов:

  • На сегодняшний день у поставщиков подобных решений действует гибкая политика лицензирования. У нашего партнера (SAP AG), например, — это, с одной стороны, скидки за объемы, с другой стороны, возможность закупки минимального количества лицензий, а также частичная оплата функциональности — вы не платите за то, что вам в данный момент не нужно.
  • Также не стоит забывать, что вы оплачиваете не только функционал, но и широчайшие возможности для бизнеса, которые предоставляет решение такого уровня. Ряд лидеров ритейла начали проекты по внедрению отраслевых решений, имея размеры бизнеса на порядок меньше сегодняшних достижений, например, оборот «Копейки» на момент внедрения решения составлял около $ 90 миллионов.
  • И, наконец, это использование комбинированных решений, что позволяет существенно снизить стоимость. Крупные корпоративные системы от лидеров рынка (SAP for Retail, Axapta Retail, Oracle Retail — недавно купленный Retek, и т. д.), с одной стороны, привлекательны своими широкими возможностями, а с другой — чрезвычайно дороги и, видимо, не оправданы при внедрении во все филиалы расширяющейся сети. С точки зрения затрат на автоматизацию наиболее выгоден смешанный вариант, при котором мощная информационная система внедряется в центральном офисе и, может быть, в распределительных центрах, а магазины функционируют на более простой, относительно недорогой системе.

Но ведь, в данном случае, использование различных систем опять же возвращает нас к необходимости интеграции?

Проблемы интеграции нивелируются в случае использования разноуровневых решений от одного поставщика как для центрального офиса и филиалов, так и для интеграции между этими системами. Сегодня таким поставщиком, способным полностью охватить все уровни, является компания SAP с линейкой продуктов:

  • mySAP Business Suite для крупного бизнеса;
  • mySAP All-in-One для среднего бизнеса;
  • SAP Business One для малого бизнеса;
  • Exchange Infrastructure (XI) для интеграции между системами.

На базе продуктов SAP нами было разработано комплексное отраслевое решение для розничной торговли — eds: Retail, которое включает несколько уровней:

  • На уровне центрального офиса, и распределительных центров используется мощное отраслевое решение SAP for Retail (на базе пакета mySAP Business Suite) или преконфигурированное отраслевое решение для розницы на базе mySAP All-in-One;
  • Для магазинов и филиалов с учетом отраслевой специфики была расширена и адаптирована система SAP Business One, полностью решающая характерные для магазинов задачи и обладающая при этом более низкой стоимостью по сравнению с крупными системами.

То есть, таким образом, снижается общая стоимость решения?

Не только стоимость, но и сроки внедрения, при этом имеются высокие возможности, как для обеспечения текущих потребностей, так и дальнейшего развития бизнеса. Например, тиражирование решения в магазинах занимает порядка недели, из этого времени основная часть отводится на обучение пользователей. При этом функциональные возможности позволяют работать с любыми форматами магазинов, включая гипермаркеты — на сегодняшний день все гипермаркеты компании «Седьмой Континент» автоматизируются с помощью нашего решения на платформе SAP Business One.

Существуют ли методики, определяющие последовательность внедрения таких комплексных отраслевых решений в сетях?

Или же очередность процессов, попадающих под автоматизацию, определяется приоритетностью задач ритейлера? Как я уже говорил ранее, мы предлагаем своим клиентам различные поэтапные схемы внедрения, предоставляя заказчику возможность оптимального в данный момент для него выбора. Внедрение решения осуществляется одним из способов:

  • «сверху-вниз», при котором в первую очередь автоматизируется центральный офис, затем магазины;
  • «снизу-вверх», при котором первоначально автоматизируется один или несколько магазинов, затем центральный офис.

Первый подход, как правило, используется в сетях, принявших решение о необходимости кардинальной реструктуризации IT-инфраструктуры в кратчайшие сроки и готовых выделить на это соответствующие ресурсы. Второй подход дает заказчику возможность сначала присмотреться к решению на более низком уровне, снижая первоначальные затраты и риски. Сеть «Седьмой Континент», например, проверила возможности решения на уровне магазинов, начав его использовать для магазинов крупнейшего на сегодняшний день формата — гипермаркет, и успешно тиражирует его в сети «НАШ Гипермаркет».

Интервью  А.В. Лосицкого на портале сообщества профессионалов розничной торговли — www.retailer.ru

Страницы:1 |

Вернуться назад